Между молотом и наковальней

01.08.2013/6:25
В Мультимедиа Арт Музее (ММАМ) открылась выставка Елеазара Лангмана «Концентрация кадра. 1920-1940-е годы». После его персональной выставки 1938 года, которая показывалась — невероятно для фоторепортера! — в Доме художника на Кузнецком мосту, это, пожалуй, первая возможность познакомиться с одним из лучших советских фотографов, соратником Александра Родченко и Бориса Игнатовича по фотосекции группы «Октябрь».

«Я родился между молотом и наковальней» — эту фразу из записных книжек Ильи Ильфа легко мог бы произнести Елеазар Лангман. Если бы, конечно, гротескная шутка, призванная подчеркнуть чистоту пролетарского происхождения, не была слишком опасна в годы «чисток», «проработок», «товарищеских судов». Судя по тому, что известный фотограф всего два года спустя после успеха 1938 года умер в Крыму, лишившись работы после доноса коллег по ТАССу, что он использует фотолабораторию в коммерческих целях, доказать «рабочее происхождение» у Елеазара Лангмана не было никаких шансов.

Для пролетарского фотокора он был неприлично хорошо образован. Одессит, как и Илья Ильф, он был всего на два года старше писателя. И, кстати, говорят, именно Лангман учил Ильфа фотографировать. Еще в Одессе Елеазар посещал художественное училище, во время Первой мировой войны стал студентом Харьковского политеха, одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Видимо, вскоре после Гражданской войны приехал в Москву, благо тут жил его дядя-архитектор Аркадий Лангман, тот самый, который будет проектировать стадион «Динамо» и здание Совета Труда и Обороны (нынешняя Госдума). В мастерской дяди он и приютился. Что касается работы, то, похоже, поначалу съемка для журналов и газет для него казалась возможностью продержаться на плаву в незнакомом городе, найти работу. Благо снимал он еще мальчишкой. Позже он скажет, что встреча в 1929 году с Александром Родченко и Борисом Игнатовичем оказалась для него решающей: «Впервые передо мной встал вопрос, что фотография — это искусство».

Это признание чрезвычайно любопытно. Почему для 34-летнего отлично образованного человека фотография не являлась искусством? Причин как минимум две. Для людей в начале века, увлеченных авангардным искусством, фотография воспринималась как его антипод, почти как повтор или слепок реальности. Опыты конструктивистов (а в Европе — сюрреалистов и дадаистов) открывают возможности фотографии для создания «нового видения». До этого в качестве искусства воспринимались работы фотографов-пикториалистов, рассматривать фотографии в газетах, на плохой бумаге и с жутким качеством печати, в качестве … «искусства» никому в голову не приходило. «Левая» конструктивистская фотография переформулирует задачу фотографа — открывать новые способы видеть мир. И именно эта задача, очевидно, захватывает Елеазара Лангмана. И в этой задаче он пойдет дальше других коллег.

«Среди других членов группы «Октябрь» Лангман — наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор, — считает Александр Лаврентьев, один из кураторов нынешней выставки Лангмана. — По сравнению с ним Родченко более классичен, Игнатович — более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами и наклонами. Ни у кого из них такого выразительного первого плана, который можно встретить только у Лангмана». Неудивительно, что как только нужно было заклеймить «формалиста», в роли одного из «мальчиков для битья» оказывался и Елеазар Лангман.

Нынешняя выставка интересна тем, что дает возможность увидеть и оригиналы работ легендарного фотографа (например, небольшие портреты рабочих и чабанов Казахстана — там он провел в экспедиции четыре с половиной месяца), и журналы, в которых эти снимки использовались для коллажей и оформления (в частности, журнал «СССР на стройке» N 11 за 1935 г.), и даже тиражные выставки, которые рассылались в рабочие клубы в качестве агитматериалов. Ярким примером такой выставки стал фотоочерк «Донбасс — родина стахановского движения», куда вошли 29 листов (из нескольких сотен сделанных Лангманом). Он был напечатан тиражом две тысячи экземпляров. Тираж, кстати, и сегодня вполне приличный даже для книги. Впрочем, «Донбасс…» гораздо больше похож на фотофильм с подписями. Слов немного, словно в комиксе. Но подписи напоминают ремарки и реплики в производственной пьесе («Ты, Алексей, академиком стал, как рубать уголь, наверное, забыл» — «Я тебе покажу, как рубаю»). Но, конечно, в финале преобладают эпический пафос и большой стиль эпохи индустриализации.

Но самое интересное — это то, что выставка дает возможность увидеть Елеазара Лангмана не только как репортера, но как художника, который искал новую выразительность и новое видение, явно используя опыт не только ЛЕФа, но и Матисса, и даже Малевича.

Источник: Российская газета


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще новости Оренбурга и России


01.08.2013/6:25 Четыре часа – это прогул?

  Правомерно ли увольнение работника за прогул, если он отсутствовал на рабочем месте четыре часа? В. Иванченко. И. Черкас, начальник отдела делопроизводства Ленинского районного суда: – Согласно подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ прогул – это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех…


01.08.2013/6:10 СКР подозревает в халатности врио главы московского отдела МВД

Следственные органы СКР возбудили уголовное дело в отношении временно исполняющего обязанности начальника отдела Министерства внутренних дел РФ по московскому району Очаково-Матвеевское Алексея Правкина, под чьим руководством работали сотрудники ППС, которые подозреваются в халатности при задержании Магомеда Расулова, избившего полицейского на Матвеевском рынке в Москве. Правкина подозревают в совершении преступления, предусмотренного…


01.08.2013/5:52 «Рубин» сыграет с «Раннерс» без Еременко и Карадениза

Лидеры казанского футбольного клуба пропустят первый поединок третьего раунда квалификации Лиги Европы. Игра пройдет 1 августа в Дании. Гекдениз Карадениз провел все три стартовых матча чемпионата России против «Кубани», «Зенита» и «Терека». Турок даже успел забить мяч, поэтому у него накопилась определенная усталость. Что касается Романа Еременко, то по официальной…


01.08.2013/5:36 О чем поет песок

  Российско-белорусский фестиваль песчаных скульптур «Песок говорит» под Калининградом     Под Калининградом открылся российско-белорусский фестиваль песчаной скульптуры «Песок говорит», посвященный знаменитому кенигсбергскому сказочнику Эрнсту Теодору Амадею Гофману. В течение недели шесть молодых скульпторов из Калининграда, Москвы, Братска и Минска создавали произведения из песка. Результатом творческого пленэра стал настоящий парк…


01.08.2013/5:36 Добавить комфорта

Малые предприниматели недовольны мерами господдержки в Свердловской области. В областном кабмине заявляют, что готовы добавить в деловой климат комфорта, но без участия самих бизнесменов сделать это затруднительно. По итогам 2012 года Свердловская область сократила объем инвестиций в основной капитал в секторе малого и среднего бизнеса на 70 процентов. Одной из…